15 Апреля 20198

"Мифы и легенды Серпухова": "последний путь" первого в истории страны аэровагона

"Мифы и легенды Серпухова": "последний путь" первого в истории страны аэровагона

Прочитав в журнале статью инженера Отто Штайница, обыкновенный водитель Чрезвычайной Комиссии Тамбовской губернии Валериан Иванович Абаковский решил пойти по стопам немца. А именно — построить аэровагон. Тогда русский изобретатель-самоучка вряд ли мог себе представить, что это детище погубит не только его самого, но и еще несколько человек. Серпухов - вновь на вершине трагедии.

     К 1920 году «рельсолет» Абакумова, водохновлённый научной заметкой немца Отто Штайница об аэровагоне, был готов к своим первым испытаниям, которые прошли превосходно: на прямом участке железнодорожного полотна аппарат удалось разогнать до скорости в 140 км/час. Правда, от непомерной нагрузки на мотор (да и на сам вагон из-за громадного сопротивления воздуха) опытный образец едва не развалился на части. Но это уже был результат, да еще какой, для того времени! 

     На фото: немецкий прототип советского аэровагона



     Понятное дело, что об успехах на местах (пусть даже и не революционно-политических, а всего лишь научно-технических) наверх докладывало тамбовское начальство. Причем, звонившему в Москву секретарю Тамбовского городского комитета ВКП (б) удалось даже самому совершить пробную поездку на «рельсолете», так что докладывал он со знанием дела и о том, что сам лично испытал. 

     Все это происходило незадолго до начала работы в Москве Третьего конгресса Коммунистического Интернационала, делегаты на который съезжались почти со всех стран мира. Небольшой группе представителей этого форума и была представлена возможность опробовать изобретение советского конструктора-самоучки Абаковского. И повод был вполне подходящий: на нем в Тулу отправлялись делегаты, которые должны были провести митинг перед местными шахтерами. Они-то и были включены в выездную агитационную бригаду. 

     На фото: Валериан Абаковский


     Руководил группой из 22-х «интернационалистов» легендарный большевик Федор Андреевич Сергеев, носивший «партийную кличку» «товарищ Артем». Кстати, сам инженер, выпускник Императорского Московского технического училища, Сергеев прекрасно представлял себе всю моральную выгоду демонстрации подобной новинки. Так что опытный партработник «товарищ Артем», не раздумывая, согласился возглавить делегацию, тем более, что недавно встал у руля Всероссийского союза горнорабочих. А в прошлом и сам был шахтером. И к встрече с туляками был весьма расположен. 

     Действительно, митинг в Туле прошел, как пишется в таких случаях, в теплой и дружественной обстановке. После всего действа аэровагон отправился в обратный путь. 

     На фото: Интернационалисты перед отправкой в Тулу



     Однако, на обратном пути в половине седьмого вечера в районе Серпухова он потерпел катастрофу. Причем, скорость была далеко не рекордная — всего 80 км/час. Семеро пассажиров «рельсолета» погибли, включая самого инженера Абакумова и "товарища Артёма". 

     Остальные потом вспоминали, рассказывая о своих ощущениях во время поездки: вагонная пара словно наскочила на какое-то препятствие на рельсах. И тележку подбросило, после чего она завалилась на бок и пошла кувыркаться под откос. Одна из версий причины катастрофы как раз подтверждала то, о чем говорили делегаты. Ведь основана она была на очевидных фактах: на железнодорожном полотне каким-то образом оказалась груда камней. У двух комиссий, образованных для расследования трагедии, хватало и других версий, начиная с плохого состояния железнодорожных путей и заканчивая недостатками в конструкции самого аэровагона. 

     Об аварии постарались как можно быстрей забыть, а все документы по расследованию положили в долгий ящик...


Читайте также: "Мифы и легенды Серпухова": "смертный приговор" Булгакову

1329

X
Сейчас читают