26 Февраля 201418

"Модерн" для рабочих или арт-объект для молодежи

"Модерн" для рабочих или арт-объект для молодежи

В прошлом веке на фабриках Подмосковья сколачивали состояния и проводили смелые строительные и культурные эксперименты. Сегодня же многие из них закрыты. Какова их судьба сейчас и что от них осталось?

Мимо этого здания серпуховичи проходили и не раз. А вот помнят ли, что там было раньше? Кто-то говорит - больница, кто-то молвит о огромной ткацкой фабрике, так как постройки внушительных размеров. Оказывается в этом здании действительно находилась фабрика "Серпуховский текстиль".

Примером промышленной архитектуры для всех близ расположенных губерний была фабрика семьи Коншиных в Серпухове, основанная  в середине XVIII века Петром Коншиным  и специализировавшаяся на производстве полотна и парусины. Петр Филиппович Коншин значился среди 30 "лутчих" серпуховских купцов. На тот момент Серпухов поставлял примерно 30% экспортной парусины. Серпуховские ткани регулярно выставлялись на промышленных выставках, экспонировались на Парижской Всемирной выставке 1878 года, где получили высокую оценку.

В 1805 году, из-за резко возросшей конкуренции и континентальной блокады Англии (а она была основным покупателем парусины) фабрика перешла на бумаготкацкое и ситценабирное производство и получила название "Старая мыза". Ее владельцем на тот момент являлся Николай Максимович, внук Петра Коншина.

18e7sesjyg8o3wjbsq.jpg

При Николае Максимовиче Коншине (1798-1853) на "Старой мызе" действовала ситценабивная машина на конной тяге и работало около 3000 ткачей. Коншинские ситцы, платки и одеяла продавались в Москве, Макарьевской ярмарке и в Нижнем Новгороде.

В 1848 году фабрика Коншина организовала прядильное отделение. Для руководства отделением Коншин выписал мастеров из Англии.

zslkfgb9626fzghr5n.jpg

В 1858 году все фабричное имущество было передано сыновьям Ивану, Николаю и Максиму. Ну. а дальше, как в сказках: старший сын Иван был расчетливым, и благодаря сделкам с хлопком, во время гражданской войны в США быстро приумножил свое состояние с 1 млн. рублей до 10. Второй сын, Николай, был умным и внедрил много новшеств, ну а третий -Максим "не имел склонности к предпринимательству", и его долю выкупили. Естественно, полученные деньги он растратил и в итоге остался на попечении братьев.

Николаю Николаевичу Коншину изначально не досталось фабричной доли наследства, но он вместе с Максимом организовал Торговый Дом "Николая Коншина сыновья", к которому в 1859 году и перешла большая часть фабрики.

14.png

17.png

Под руководством ТД на фабрике сразу началась модернизация. Был построен хлопчатобумажный комбинат. 

К началу семидесятых годов ХІХ века Николая Николаевичу Коншину отошли все Фабрики в собственность, Следя за последними техническими новинками, и, желая, чтобы дело было всегда на высоте, Коншин не поленился съездить в Англию. Он всячески старался в продвигать свой товар, и это у него неплохо выходило. Продукция его фабрик отличалась
высоким качеством. Все эти успехи и отличное оснащение фабрик позволили мануфактурам Коншина получить огромный государственный заказ на поставку тканей для нужд армии во время Русско-Турецкой войны (1877-1878). Для выполнения заказа Фабрики перешли на круглосуточную работу.

Во время Первой Мировой войны коншинские фабрики работали на казенных заказах для нужд фронта: бинты, марля, вата,ткани. Знаменитые буденовки, шинепи и гимнастерки с петлями-«разговорами» (под стрелецкий кафтан), кожаные куртки со штанами-талифе и фуражки, которые так прижились в Красной армии, были изготовлены на фабриках Николая Александровича, по эскизам В. Васнецова и К. Коровина (из кожи - для летчиков и "самокатчиков" и автомобилистов). Первоначально они шились для парада русской армии в Берлине по случаю ожидаемой победы над Германией в Первой мировой войне.

16.png

Не смотря на февральскую и Октябрьскую революцию, он не прекращает своей деятельности, считая, что угрозы для него нет. Ведь его заводы приносят огромную прибыль государству в виде налогов, да и его промышленность работает на благо страны. Поэтому он почти ежедневно работает в своем кабинете, находящимся в деловом дворе. Именно в нем, 20 марта 1918 года при невыясненных обстоятельствах был застрелен Николай Второв, друг и соратник Дома Коншиных. Рядом с телом Второва, был обнаружен труп покончившего с собой убийцы.

15.png

В одно мгновение, все созданное родом Коншиных переходит в собственность государству. В этом же году умирает Н. Н. Коншин, который до конца жизни не мог поверить, что все. чего добилась его семья за 250-летнюю историю, у них отнято. Большинство членов семьи Коншиных было репрессировано.

В период советской власти "'Старая мыза" была переименована в "Серпуховский текстиль". Фабрика пережила развал СССР. и продолжала выпускать продукцию. По итогам 2006 года холдинг "Серпуховский текстиль" вышел на первое место в Московской области по выпуску готовых тканей. 

19.png

13.jpg

Но наступает кризис 2008 года. Усилиями руководства предпринимались кардинальные меры по выводу предприятия из сложной экономической ситуации. И меры удались, Фабрика избегает закрытия.

15 января 2009 года можно назвать датой начала уничтожения фабрики. Именно в этот день группой неизвестных был осуществлен рейдерский захват "Серпуховского текстиля". 21-то апреля суд признал законным руководителем предприятия С. Я. Камальдинова, но вернувшись на фабрику он увидел, что цеха разворованы и восстановить производство уже невозможно.

601885025.jpg

18.png

601884941.jpg

20.png

Всего на территории около двух десятков зданий разного времени постройки. Примерно застройку можно разделиться на две части- до 1960 года, и более позднюю. Практически все старые корпуса соединены между собой и являют собой длинный лабиринт. Большая часть носит следы недавних пожаров, одно выгорело полностью, до состояния коробки.
Есть от старого комплекса и переход в новый цех. Среди старой застройки чётко выделяются две бывших церкви, приспособленные в советское время под склады.

Историки и краеведы с грустью вспоминают о заброшенной фабрике, ведь, как гласит пословица,  дом без хозяина - сирота. А ведь оно представляет культурную и историческую ценность.

4523

X
Сейчас читают