11 Июня 201513

Серпухов исторический: Никольская церковь в Сушках "на Силинище"

Серпухов исторический: Никольская церковь в Сушках "на Силинище"

На древнем Никольском погосте издавна, сменяя одна другую после пожаров и разорений, стояли деревянные церкви, построенные "клецки". Позднее здесь, на реке Сушке, возникло село, которое стало называться Карповским...

Природа щедро одарила Серпуховскую землю. На ней можно ощутить приволье былинных пейзажей окских просторов. Здесь есть и более "камерные" уголки, надолго западающие в душу. Это долины небольших рек и речек, которые текут в сопровождении хоровода раскидистых ив среди зеленых полян, прозрачных дубрав и уютных селений. Но вот такой реке путь преграждает лесистый холм, ее серебристая лента делает крутую излучину, и над вершинами деревьев вырастает силуэт старинной церкви.

Очень интересный памятник архитектуры находится на речке Сушке, что в километре от шоссе на Данкки и Турово (остановка "Карпова поляна"). Издавна здесь стоял "погост Никольский на Силинище, а на погосте церковь Николая Чудотворца клетцки". В 1752 году полсела покупают парусинные фабриканты братья Кишкины и разворачиваются здесь вовсю. На Сушке было поставлено несколько плотин, устроены водяные толчеи пеньки и создана бумажная фабрика с молотами "для глажения разных номеров бумаги". Сейчас, глядя на это пустынное место, трудно поверить, что здесь когда-то кипела жизнь. Лишь каменная церковь одиноко стоит над оврагом, среди подступающего со всех сторон леса.





Каменная Никольская церковь строилась в 1746 году вместо ветхой деревянной по заказу вышедшего из "алтирельных кузнецов" купца Герасима Севастьянова. Это имя уже упоминалось нами в связи со строительством городской Казанской церкви - ближайшей предшественницы храма на Никольском погосте. Должно быть, между Севастьяновым и Кишкиными была тесная, быть может, даже родственная связь, о чем нам пока еще ничего не известно. Известно только о сходстве их художественных вкусов: ряд характерных приемов в архитектуре Никольской церкви сближает этот памятник с группой построек, созданных одной артелью мастеров по заказу фабрикантов Кишкиных...

Кубический тип серпуховского храма получил в архитектуре Никольской церкви предельную ясность и уравновешенность объемного решения. Даже окна высокого двухсветного четверика, помещенные в небольшие рамочные углубления, работают на объем. Его материальность настолько последовательно выявлена, что ажурные кованые кресты пятиглавия воспринимаются как самый яркий контраст.

Колокольня церкви представляет первую проработку композиции, примененной впоследствии в звоннице Крестовоздвиженской церкви. В этой композиции уже ощущается характерная архаическая утрировка: нарочитое увеличение одних элементов, в данном случав среднего восьмигранного яруса звона, и контрастное уменьшение завершения, решенного в виде ярусами убывающих миниатюрных восьмеричков. Можно найти аналогию приемам обработки фасадов Никольской церкви. Подобное сочетание тройного поребрика, почти плоских карнизов и угловых лопаток с плоскостью стены характерно для производственных зданий кишкинской парусинной фабрики.

Подходя к зданию церкви и особенно стоя внутри, понимаешь, что церковь очень мала. Ее монументальность и композиционная значимость в природном ландшафте достигнуты не абсолютными размерами, а художественно выраженной масштабностью простых форм и отсутствием ордерности.

4569

X
Сейчас читают