12 Февраля 201932

Серпухов исторический: Храм Успения Пресвятой Богородицы

Серпухов исторический: Храм Успения Пресвятой Богородицы

В посаде, который примыкает к Серпуховскому кремлю, но расположен выше по течению р. Нары, стоит живописная группа церквей. Ближе к реке и к крепостному валу, на обложенном камнем холме, стоит храм Успения Пресвятой Богородицы. Деревянный храм Успения на этом месте впервые упоминается в 1620 г. в Дозорных книгах Патриаршего Казённого приказа. 

26 апреля 1737 г. священник серпуховского храма Успения о. Василий Евтихиев «с приходскими людьми» обращаются в Синодальный Казённый приказ с просьбою перенести старую деревянную церковь, а на месте её построить новую, каменную.

usp-0001.jpg
2 мая того же года прошение их было удовлетворено, и к 1744 г., «тщанием прихожан», построена каменная Успенская церковь с тёплым Иоанно-Богословским приделом. С 1804 по 1869 г. к церкви Успения была приписана стоявшая через дорогу от неё Преображенская церковь. В 1817 г. в Успенском храме из-за «удара грома» случился пожар, повредивший его кровлю.

usp-36.jpg
В 1854 г. на средства потомственного почётного гражданина Николая Максимовича Коншина (1798-1853 гг.) построено современное здание Успенской церкви. Смета на ее строительство 3 марта 1845 г. была подписана архитектором Таманским, который, видимо, и является автором. Скорее всего, это Иван Трофимович Таманский (1775-1850 гг.), причастный к строительству храма Николы Белого в Серпухове (1833-1857 гг.), ученик М. Ф. Казакова и реставратор Московского Кремля. Для стиля И. Т. Таманского было характерно сочетание классицизма с готическими и древнерусскими мотивами.

uspen-3.jpg
Отныне в храме три придела: иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и в колокольне — преподобного Николы Святоши. Храм Успения — ранний образец русского архитектурного историзма 2-й пол. XIX в. Строгая геометрика его объёмов под чисто внешним узорочьем декора — еще не изжитое наследие стиля ампир. Белокаменная резьба и лепнина фасадов воспроизводят мотивы русских иконостасов конца XVII столетия. Внутри храма сохраняются росписи в академической манере.

00306_20150429_193628.jpg
Коншины — крупнейшие промышленники Серпухова 2-й пол. XIX — нач. ХХ в., в нескольких поколениях были старостами Успенской церкви и оказывали ей немалую помощь — в частности, ежегодно вносили деньги «на удержание дьяконской должности» при храме. В 1917 г. Успенский приход составляли 316 жителей и 357 жительниц г. Серпухова в 69 дворах.

uspen-4.jpg
 Известно, что с 1910 по 1915 г. псаломщиком в Успенском храме состоял Харьковской губернии казак Чмель Кирилл Харитонович (1879-1937 гг.). Впоследствии, окончив Духовную семинарию и став священником, отец Кирилл служил в храме Иоакима и Анны г. Можайска. Арестован 14 ноября 1937 г. и расстрелян на Бутовском полигоне 2 декабря 1937 г.

usp-11.jpg
Одним из последних настоятелей Успенского храма был протоиерей Сергий Петрович Ключарев (1871-1923 гг.) — потомственный священник, сын протоиерея Петра Ключарева. В 1915 г. священник Сергий стал настоятелем Крестовоздвиженского храма, затем, в 1920-е гг. — Успенского, также служил в Казанском храме Серпухова. До революции состоял членом Епархиального училищного Совета. За активную и успешную преподавательскую деятельность награжден памятной медалью к 25-летию ЦПШ. Отец Сергий до репрессий не дожил, скончавшись в 1923 г. от дизентерии, но семья его подверглась гонениям. 

00306_20111227_232053.jpg
Некоторое время просфорницей Успенского храма была вдова протоиерея Алексия Петровича Боголепова Мария Павловна Боголепова (1845 г. р.), дочь священника Павла Владыченского. Дети супругов Боголеповых оставили заметный след в церковной истории Серпухова. Два сына стали священниками: Александр (1868 г. р.) служил во Всехсвятском храме, Николай (1869 г. р.) — в Спасском храме на Занарском кладбище. Одна из дочерей Марии Павловны и отца Алексия, Елена Алексеевна, стала супругой священника храма Спаса Нерукотворного Владычного монастыря Иакова Ивановича Бриллиантова, причисленного к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских. Еще одна их дочь — Боголепова Ольга Алексеевна стала фельдшером высокой квалификации, работала в хирургическом отделении Серпуховской больницы на «Красном текстильщике», была ассистентом на операциях известного хирурга Юдина. За чтение Псалтири в храме, по доносу, была осуждена на ссылку в Караганду на медные рудники. В ссылке работала фельдшером. После реабилитации отказалась вернуться в Серпухов, заявив: «Я своих шахтериков не брошу!».

e769feu-960.jpg
Храм Успения был закрыт в 1930-е гг. С 1999 г. храм возвращён Русской Православной Церкви. В процессе восстановления внутреннего убранства храма были отреставрированы старые оригинальные фрески, пришедшие в неудовлетворительное состояние за длительное время использования храма в качестве склада. Потребовалась не только расчистка и укрепление оригинального красочного слоя, но и восстановление достаточно больших полностью утраченных фрагментов. При этом очень важно было соблюсти стилистическое единство манеры русской академической живописи конца XIX века. 

Читайте также: В АиФ вспомнили железнодорожную катастрофу под Серпуховом

3511

X
Сейчас читают