7 Февраля29

Серпухов исторический: Старообрядческая церковь Покрова

Серпухов исторический: Старообрядческая церковь Покрова

Старообрядческая Церковь Покрова Пресвятой Богородицы построена в Серпухове в 1908-1910 годах на средства купчихи 1-ой гильдии Анны Васильевны Мараевой. Сама купчиха и члены её большой семьи принадлежали к старообрядческой православной религии.

До этого построить подобный храм в России не было возможности. Потому что законодательством сооружение таких старообрядческих церквей запрещалось. Только можно было сделать молитвенный дом, который снаружи не должен был напоминать церковь. Единственное, что допускалось в этом случае: над входом можно повесить крестик или металлическую иконку. И всё.

А при Николае-1 в первой половине 19 века был закон, что было запрещено даже производить ремонт ранее существовавших старообрядческих храмов и молитвенных домов.

В 1905 году Николай-2 дал старообрядцам свободу и разрешил им строить храмы, издавать книги и журналы, воспитывать священнослужителей. И вот на этой волне данный храм и был сооружён.

09708_20140502_193228.jpg


Здание построено на века. С тех давних пор в стенах появилось не так много трещин и нет никаких проседаний.

Полы выстланы настоящей мехтлакской немецкой плиткой, очень прочной и качественной.

3.jpg

Рамы и замки имеют металлическую фурнитуру, изготовленную на фирме Ивана Григорьевича Кирова. До сих пор всё функционально и хорошо работает.

Строительство этой церкви обошлось примерно в 60 000 старых царских рублей. Эти средства, которые Анна Васильевна Мараева вложила в постройку храма, были предназначены на свадьбу в приданое для дочери Анфисы. Но в 1906 году с ней произошел несчастный случай во время верховой езды, и от полученной травмы девушка скончалась.

После ее гибели те деньги, которые мать планировала выделить на приданое дочери, она положила в основание строительства церкви.

И это несмотря на то, что в то время, а это уже были годы перед самой революцией, Анна Васильевна находилась в очень непростой финансовой ситуации: подвели поставщики, она много задолжала кредиторам и вовремя расплатиться она не могла.

Кроме самого храма здесь же находились помещения для переодевания, потому что у староверов и до сих пор сохранён обычай, что храм посещается в определённой одежде, и для её хранения есть отдельные комнаты. Ещё было помещение для сторожей, зимняя молельная, колокольня, т.е. храмовый комплекс был достаточно многофункциональным.

5.jpg

Храм не закрывался до 1989 года. Даже в годы советской власти он оставался действующим: властям было проще закрывать глаза на молящихся людей, чем идти на конфликт.

Поэтому при заключении договора с местными советами всё было очень грамотно оформлено. И даже когда православная церковь терпела гонения, старообрядцев тревожили меньше, чем верующих других конфессий.

В свой приход они вписали жителей всех прилегающих к Серпухову районов и когда их попытались закрыть в годы правления Хрущёва, они пригрозили самосожжением.

К 1989 году прихожан, называющих себя Старопоморцы-Федосеевцы, осталось очень мало. В основном, это были немолодые женщины, которым было трудно содержать этот храм, и они передали его на баланс Серпуховского историко-художественного музея.

Согласно описаниям на тот момент, в храме находилось 610 икон, из них 73 относились к допетровской эпохе и 142 богослужебные книги (как старопечатные, так и рукописные).

6.jpg

Сейчас в церкви Покрова Пресвятой Богородицы дважды в год проводятся богослужения.

Храм Покрова в Серпухове — это беспоповская церковь, т.е. здесь нет чина священства, которые могут проводить службы. Для религиозных обрядов избирается наставник из числа мирян. Он ведёт службу, следит за порядком, принимает исповедь и совершает крещение.

Именно эти 2 таинства: исповедь и крещение есть у беспоповцев. В христианской традиции считается, что их, в крайнем случае, может совершить мирянин. А вот те таинства, которые в Православии совершает священник: причастие, соборование, миропомазание, таинство брака и священства — не используются в церковной жизни беспоповцев.

1430398932.0565serpuhov_maraevu_4.jpg

Именно эта часть старообрядцев-беспоповцев считает, что патриарх Никон провёл свою реформу, которая исказила церковный чин. Из-за этого благодать ушла из русской церкви, хранителями истины остались только те, кто молится двумя перстами, те, которые молятся на старинные и древне-писанные образа, по старым книгам. Ну а все остальные уже воспринимаются как еретики и находятся вне церкви.

Так как после патриарха Никона не осталось ни одного правильно поставленного священника, поэтому сейчас церковь существует в урезанном виде: гонениях и в нужде. Правильнее обходится вовсе без священника, чем «прибегать к услугам неверного».

Весь мир пропитался духом антихриста, а беспоповцы, как они считают, остались единственными благочестивыми и спасают мир от окончательной гибели.

Вот такое у них своеобразное вероучение. Поэтому в этом храме никогда не совершалась Литургия, так как для подобного таинства необходим священник. Из всех церковных служб у них сохранилась вечерня, утреня, часы, торжественный молебен. 

У старообрядцев было такое правило: при входе в храм надо поверх светского костюма женщине одеть темного цвета сарафан, заколоть на груди платочек — всё это для того, чтобы не отвлекать остальных молящихся от молитвы. Тот же тёмный цвет напоминает о смирении, о сокрушении в грехах.


maraeva_01.jpg

Эта одежда хранилась в специальном помещении, а не приносилась с собой. При входе в храм женщины проходили в свою половину, мужчины — в свою, каждый одевал свой личный молитвенный костюм. Моленный мужской костюм называется азям, а женский специальный сарафан — подрясник.

Притвор в храме очень просторный. Это связано с тем, что старообрядцы очень ответственно относятся к посещению церкви. Если человек в чём-то провинился, согрешил и чувствует, что совесть его обличает, то в храм он не входит, а молится в притворе. Также человек оставался здесь, если опоздал к началу службы.

Старообрядческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы была рассчитана по площади на несколько сотен молящихся. Хотя у Мараевых работало около 1500 человек, но не все из них поголовно были старообрядцами. Часть исповедовали себя православными. Поэтому храм она строила только для своих единоверцев.

В Покровской церкви Серпухова сохранился оригинальный иконостас. Да не один, как мы привыкли это видеть в православных храмах. А целых 3!

Первоначально иконостас планировался только один на восточной (центральной) стене. Но уже позднее были добавлены боковые иконостасы. Так как алтаря у беспоповцев нет, то ничего не мешает выставлять иконы вдоль стен: хоть боковых, хоть центральной. И можно даже сказать, что это не храм в нашем понимании, а большое молельное помещение.

В центре стоит аналой, запрестольный крест и престол. На престоле всегда стоит или лежит Евангелие.

8.jpg

Сохранились джаккардовые покровы для престола, которые были сделаны на текстильной фабрике Мараевых. До сих пор на некоторых из них сохранился штамп производителя.

Ранее храм никогда не освещался электричеством, использовались только свечи как в паникадиле, так и в подсвечниках.

А еще предусматривалась очень интересная схема освещения икон, находящихся в иконостасе. Вдоль него были установлены специальные металлические прутья, на них прикреплялась свеча, которая легко могла передвигаться от одной иконы к другой: в зависимости от дня празднования того или иного образа или святого.

9.jpg

На иконах нет стекол, поэтому они достаточно темные от копоти горящих перед ними свечей. Остекление икон не использовалось сознательно: ведь в стекле отражается сам верующий и получается, что молишься уже не Богородице или святому, а самому себе.

10.jpg

Храм посвящен Богородице, ее Покрову, поэтому внутри больше всего икон именно с ее изображением.

В храме на почетном месте всегда находилась икона святой Анфисы. Ведь именно в честь своей дочери, небесной покровительницей которой была эта святая, и был  воздвигнут этот храм.

Написана икона была где-то в конце 19 века, когда родилась дочь А.В. Мараевой — Анфиса и изначально была в личном владении хозяйки дома. Только после гибели дочери семейная святыня была передана в храм.

Анна Васильевна всегда хотела, чтобы память о ее погибшей дочери сохранялась, и чтобы прихожане церкви постоянно за нее молились. Эта икона была в храме во все времена и сохранилась до наших дней.

Вся храмовые предметы: подсвечники, паникадило были выполнены на известной фирме по изготовлению ювелирной церковной утвари.

11.jpg

Есть молитвенные четки из 103 бусинок, специальные коврики для земных поклонов, старообрядческие кресты.

Старообрядцы используют простой четвероконечный крест. И всего их изготавливалось две разновидности: мужской (побольше) и женский (с небольшими узорами).

09708_20160803_230856.jpg

Храм является уникальным для юга Подмосковья.

Читайте также: История дома купца Солодовникова

 

2966

X
Сейчас читают