30 Сентября 201716
"Серпухов исторический" - новый проект на портале СМИтанка, который расскажет жителям о прошлом самых интересных достопримечательностях города.
Высоцкий монастырь — один из самых древних на Руси. Время его возникновения относится к 1374 году. В это время в Серпухове княжил двоюродный брат святого благоверного князя Димитрия Донского и его сподвижник князь Владимир Андреевич, прозванный в народе за свою отвагу Храбрым.
Князь Владимир Андреевич занимался строительством своего стольного града Серпухова. Он пожелал украсить город возграждением монастыря и поехал к преподобному Сергию с просьбой прибыть в Серпухов для совета и благословения на устроение обители.
Несмотря на свои преклонные года и на то, что была зима, преподобный Сергий откликнулся на просьбу боголюбивого князя и пешком, в сопровождении своего любимого ученика Афанасия, пришел из Радонежа в Серпухов. С великой радостью встретил Владимир святых подвижников. После обозрения местности избрали они место для будущей обители на берегу реки Нары, почти на месте впадения ее в Оку, на одном из холмов, который носил название "Высокий".
Князь Владимир выразил желание, чтобы обитель была посвящена Божией Матери и честному Ее Зачатию праведной Анной, “дабы славилось имя Божие и Пресвятыя Богородицы, а хотящие в крове Ея жити монахи Ее чествовали, а о мне и о врученных мне людях молили Бога, такожде и усопших о Господе души родителей и сродников и всякого чина христиан православне поминая в священнодействе”.
Преподобный Сергий одобрил желание князя, и когда расчищено было поросшее лесом избранное место для обители, святой старец стал на колени, воздел руки к небу и произнес молитву на основание обители, и ныне ежедневно возносимую братией. Руководство обители преподобный Сергий поручил ученику своему Афанасию, хотя тот по смирению и отказывался от этого. Так в декабре 1374 года по Рождестве Христовом был основан Серпуховской мужской монастырь, который по месту основания "на Высоком" и был назван Высоцкий .
Весной 1571 года татарский хан Девлет-Гирей, обойдя русские оборонительные линии, приблизился к Серпухову. Неподготовленному к сражению Царю Иоанну Грозному, который находился в то время с опричниной в Серпухове, пришлось спешно бежать, оставляя город на растерзание врагам. Татары прошлись по городу огнем и мечом, истребляя жителей, грабя и оскверняя храмы, разрушая все на своем пути.
Высоцкий монастырь, как и вся округа, был разграблен и сожжен. Судьба настоятеля — архимандрита Агапита — осталась неизвестна. Не успел монастырь оправиться от татарского нашествия, как наступило "смутное время" междуцарствия с царившим по всей стране произволом и безвластием. Как и вся Россия, Высоцкая обитель претерпела все бедствия этого времени.
К середине XVIII века монастырь процветал: он имел жалованные грамоты на земли от Царей и Великих князей, в обители было до 70 человек братии, огромная библиотека, большая ризница, на территории монастыря было 7 действующих церквей и собор, все они были каменными, а не деревянными, что по тем временам было высоким показателем цветущего состояния обители.
Но с середины ХVIII века, при введении Императрицей Екатериной II штатов для монастырей, цветущее благосостояние обители стало падать — от монастыря по указу отошли его вотчины, и он стал существовать только на положенное по штату государственное содержание и на пожертвования верующих. Но с начала XIX века благосостояние Высоцкой обители стало опять подниматься: реставрировались старые храмы, стоились и освящались новые, увеличился приток паломников.
С этого времени Высоцкая обитель становится очень известной в среде православных верующих благодаря высокому молитвенному духу насельников, благообразию и торжественности служб, обилию святынь и внутреннему благоустройству.
В начале XX века Высоцкий монастырь считался одним из самых благоустроеннейших во всей России. Но с приходом к власти большевиков в 1917 году на Православную Церковь воздвиглись страшные, еще не виданные в мире гонения. Храмы разрушались, священнослужители высылались или расстреливались, святыни уничтожались. Все тяготы этих ужасных гонений претерпел на себе и Высоцкий монастырь. В 20-х годах соседний женский монастырь был превращен в военное училище. Престарелые монахини были переведены в мужской Высоцкий монастырь, где были размещены в настоятельском корпусе и в подсобных помещениях. Настоятель обители, архимандрит Пантелеимон, переселился в верхние комнаты Покровского храма, братии монастыря было предложено покинуть обитель. Братский корпус заняли латышские стрелки.
Множество замечательных икон было в обители, среди которых выделялись икона Николая-Чудотворца XVII века с клеймами, изображающими чудеса и житие святого и семь икон византийского письма, присланных в обитель из Константинополя в 1395 году; иконы эти изображают собой Деисусный ряд иконостаса, ныне шесть из них находятся в Третьяковской галерее, одна в Русском музее. В Высоцкой обители собрано множество святынь, почитаемых верующими. Особое место занимает Чудотворный образ Божией Матери "Неупиваемая Чаша", который находится в Покровском храме. Образ сей прославлен чудесами исцелений от страсти винопития, наркомании и табакокурения, о которых красноречиво свидетельствуют многочисленные украшения, пожертвованные верующими, специальная книга с описаниями случаев исцелений от иконы, множество писем, приходящих в монастырь ежедневно. Среди множества икон, украшающих стены храма, особо чтятся верующими образ св. Георгия-Победоносца, новгородского письма XV века, который всегда брало в поход Серпуховское войско, а в мирное время, если Серпухову грозила опасность нашествия неприятеля, незажженная свеча у этого образа самовозгоралась.
Возрождение монастыря началось в 1991 году, когда Священный Синод принял решение о восстановлении монашеской жизни на Высоком. 10 апреля 1991 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий постриг трех первых насельников. Настоятелем монастыря стал архимандрит Иосиф (Балабанов). 24 сентября 1994 года состоялось обретение мощей преподобного Афанасия Младшего, которые были помещены в раку, установленную в Покровском храме Упорными трудами братии под руководством архимандрита Иосифа, а с февраля 1999 года игумена Кирилла (Костикова) монастырь вновь засиял путеводной звездой для всех ищущих Христа.
Службы в монастыре проходят по полному суточному кругу богослужения. Ежедневно служатся молебны с водоосвящением у Чудотворного образа Божией Матери "Неупиваемая чаша".
Монастырь принимает паломников на несколько дней — в обители обустроены мужская и женская гостиничные кельи.
Читайте также: Храм во имя Всех Святых
2744