11 Января 2018 8666 33

Евреи Серпухова. От Габо до Лунгина

Евреи Серпухова. От Габо до Лунгина

В середине православных январских праздников СМИтанка решила выяснить, а только ли крещёный люд населял и населяет старинный русский Серпухов.
Сколько здесь жило-было, бывало и есть, например, евреев?

   К слову, бывало так, что и евреи крестились. 
Из таких происходил первый владелец села Жёрновка под Серпуховом, сподвижник Петра Великого - Пётр Павлович Шафиров.  Он был внуком крестившегося смоленского еврея Шапиро. 


   В середине XVII века Россия одержала победу над Польшей, смоленские земли навсегда отошли Москве, и русское правительство предложило попавшим в плен: вернуться на родину или остаться. Некоторые, приняв православие, оставались.
   Выдающийся дипломат Шафиров чуть не сложил голову на лобном месте. Он узнал о, так скажем, злоупотреблениях Меншикова и обер-прокурора Скорнякова-Писарева, и началась большая ссора. В результате, самого Шафирова обвинили в казнокрадстве и приговорили к смертной казни. 


  Есть легенда, что палач уже успел занести топор над головой Шафирова и даже опустить его - мимо, когда подоспел приказ царя о замене смертной казни ссылкой. Как знать, не успел ли проклясть решение своего деда российский подданнный в те минуты на плахе?
   Как бы там ни было, Шафиров успел ещё славно послужить и Екатерине II. 
А вот отобранная Жёрновская волость под Серпуховом была в 1726 году пожалована генералу Родиону Кошелеву.


   Шафиров, возможно, один и первых сынов Израилевых, проложивших, если не широкую дорогу, то колею в древний русский Серпухов. (Если, конечно, не брать в расчёт весьма мутную историю с Лжедмитрием II, который, по одной из вульгарных "народных" версий, мог быть евреем).
   Бывали в Серпухове и иные бывшие иудеи, принявшие крещение. Из известных и сравнительно недавно живших - семейный архитектор Коншиных - Сергей Сергеевич Фриденсон.


   Ну, как Сергей Сергеевич? Сигизмунд Израилевич - до крещения, сын польского еврея, купца 2-ой гильдии. 
В Серпухове построил промышленные и жилые здания, так называемый "немецкий дом". 
   Простившись с иудейским вероисповеданием белостокских предков, Сигизмунд Фриденсон в  1879 году получил право на жительство в столичных  городах Российской империи, и впоследствии жил в Москве.
Кроме того, Фриденсон был женат на дочери епископа Уральского и Оренбургского Николая Адоратского, одного из столпов Православия - Вере. 


  Женат на Вере - в данном случае звучит чуть ли не двусмысленно и почти сакрально.На Новодевичьем кладбище, где в 1930-м году упокоилась душа Сергея Сергеевича Фриденсона, могил с этой фамилией - довольно много.
Есть здесь и могила Евгения Сергеевича Фриденсона, годы жизни: 1921 - 1990, инженера, полковника, участника Великой Отечественной войны. Родственники? Возможно.
  Но это всё - евреи лишь корнями, а были ли здесь, в Серпухове те самые последователи веры иудейской, которая сохраняется до сих дней ещё с первых Коэнов и Левитов?


   В Серпухове даже была синагога и еврейское кладбище. Об этом написано в еврейской энциклопедии:
- В 1870 году в Серпухове проживали 47 евреев, в 1910 – 37, в 1926 – 225, в 1939 – 328, в 1970 – 390.В 1910 в Серпухове имелось еврейское кладбище. 
  А вот что пишет Соломон Громан, ссылаясь на А. Разгогна.
- В Московской губернии евреев можно было пересчитать по пальцам; лишь в Серпухове проживало несколько десятков евреев и имелась синагога. 


  Кладбище - ещё понятно. С тех пор, как Николай I подписал указ о призыве в солдаты иудеев - мальчиков забирали в кантоны с 12 лет - потребовалось и больше специальных кладбищ.
  Но синагога? Где? Самое известное еврейское местечко в Подмосковье - Малаховка. Там, действительно, синагога была. Уж не путают ли исследователи минскую синагогу на Серпуховской улице с Серпуховом?


   Но вот и ещё один сайт с исследованиями по российским евреям сообщает:
- К 1917 году в Московской губернии было 9 синагог. К середине двадцатых годов это число выросло до 18. Подавляющее большинство из них располагалось в черте города Москвы. Что касается синагог за его пределами, то из них можно выделить синагогу в Серпухове, существовавшую еще до революции.
И нигде, ни слова о том, где она располагалась, как выглядела. 


   Была - не была?
Оказывается, синагога  - в каком-то из её видов - действительно, в Серпухове существовала. Об этом свидетельствуют архивные записи, хранящиеся в ЦАМО.
   Вот, например, опись 177 от 1874-1875 годов. Читаем:
-  д. 2283 О разрешении евреям Серпуховского уезда открыть молельню. 


   Чтобы выносить хотя бы версии о местонахождении молельни, нужно ехать в архив - смотреть документ полностью. Пока мы этого не сделали. А в предположениях "методом тыка" можно зайти слишком далеко не туда.
   Как, к слову, некоторые "знатоки", которые называют "синагогским" даже православный храм Александра Невского, стоявший до 30-х годов прошлого века на Главной площади Серпухова.
   И всё - из-за  звёзд на фасаде, которые часто встречаются на храмах, и носят совсем иную символику - христианскую. 


    Впрочем, кое-что даёт даже такой короткий кусочек документальной истории Серпухова.
Заметьте, иудеи города просили не построить, а открыть молельню.
   Часто делалось так: подбиралось нежилое здание (это важно, чтобы оно было нежилым), нанималось у владельца, получалось разрешение - и синагога была готова. Главное, чтобы собирался миньян - кворум из 10 мужчин старше 13 лет. А он, утверждают источники, в Серпухове собирался.


    Еще несколько примет синагоги (помещения для молитвы) - она должна стоять на высоком месте, лучше - на самом высоком, фасадом быть обращена на Иерусалим, и иметь галерею. 
   К слову, хоть иудейская молельня в Серпухове и была уже во второй половине 19 века, либо к началу 20-го она уже была утрачена, либо серпуховские евреи по каким-то иным причинам записи о рождении детей делали в Московской синагоге. Скорее всего, здесь не было раввина. А без него даже обрезание не сделаешь.


   Во всяком случае, архивные книги Московской синагоги содержат записи и о еврейских детях, рождённых в Серпухове на изломе двух столетий - 19 и 20-го. 
  Вот очень интересная запись 1898 года с адресом:
- Родилась марта 9, адара 27(24), в 7 часов вечера в городе Серпухове Московской губернии по Московской улице, дом Сабукина. Отец Серпуховской мещанин Московской губернии Ицка Мовшевич Финкин, мать Злата Исаевна, урожденная Ляскина. Родилась дочь, имя дано ей Фейга.


  А вот ещё интереснее.- от 1899 года
-  Помощник Московскаго Раввина Л.А.Кан.
"  Родился октября 19 в 4 часа дня, хеливон 27, обрезан 26 октября, нислов 5. Мясниц.ч 3 уч. д.Храпунова по Солянке
Отец Московской губернии, города Серпухова мещанин, запасной рядовой 26 пехотнаго Могилевскаго полка Абрам Мовшевич Финкин. Мать Гинда-Мере Шломиева, урожденная Каган. Сын, имя дано ему Борис".
Вот вам отец - еврей-солдат.


  О том, как тащили в мешках мальчиков из еврейских местечек - по призыву, сдавали в кантоны, меняли имена и фамилии - хорошо описано у Гиляровского. Большинство становились выкрестами. Крик стоял по местечкам.
  Этот серпуховский еврей, рядовой запаса Абрам Финкин, каким-то образом сохранил веру, заповеданную отцом и матерью.
  А и фамилия жены Абрама, Каган, не менее любопытна


  Как утверждает еврейская энциклопедия, с Серпуховом каким-то образом связана часть жизни Пейсаха Ицковича Кагана (1880–1957) - основателя первой в Российской империи частной еврейской гимназии в Вильне, автора учебника латинского языка.
  Что же делали, чем ещё были заняты серпуховские евреи того времени?
В начале 19 века, как пишет "еврейский глобальный" сайт, небольшая часть находившихся в Москве евреев занималась извозом и обучалась некоторым видам ремесел. Но потом община стала шириться. В 1859 году были сняты ограничения на право жительства вне Черты оседлости для купцов I гильдии, в 1861 году для лиц, имеющих ученую степень, в 1865 году для ремесленников, в 1878 году для евреев с высшем образованием.


  В Серпухове, сообщает еврейская энциклопедия, в 1914 году евреям принадлежали аптека и два магазина готового платья.
  И это совсем не удивляет - занятия для евреев традиционные. Кроме того, Серпухов до революции был городом не просто торговым, а очень торговым, и, конечно, обойти торговое место еврейские купцы вниманием не могли.
Но не только купцы!


   Удивительным образом Серпухов связан с одной большой - по количеству её носителей  - фамилией. Эта фамилия Певзнер.
  Здесь жил и работал Яков Владимирович Певзнер - известный зубной врач и огромный любитель театрального искусства. 
  "Он организовал в своем доме на Калужской домашний театр. Мария Дмитриевна - его вторая супруга, в девичестве Никольская. Оба были репрессированы", - пишет на генеалогическом сайте Г. Спасская. В ее семье сохранили юмористический портрет доктора.


   Старший сын Анатолий стал скульптором, учился в Москве у Веры Мухиной, средний - Виктор - работал на "Мосфильме"  звукооператором.
  Биографы скульптора Певзнера пишут, что боль от потери родителей во время сталинских репрессий он носил в душе всю жизнь. Памятник Олегу Степанову в парке - его работа. 


  Эти Певзнеры, "переходящие" из одного века в другой - жестокий, страшный 20-ый, тоже были евреями уже только по фамилии, корнями. Все - крещёные в Троицком соборе. Тем не менее, евреи.
  Но с Серпуховом (вот же великая фамилия!) "перекрестились" творчеством ещё одни, брянские Певзнеры, ставшие впоследствии известными на весь мир.


   Братья Певзнеры - Антуан (1886, Орел, – 1962, Париж) и Наум (псевдоним Габо 1890, Брянск, – 1977, Уотбери, штат Коннектикут, США), художники, скульпторы, сыновья заводского служащего, -  родоначальники конструктивизма в скульптуре. Оформляли дягилевские балеты. 
  Перечислять всего не будем, скажем только, что Наум Габо  был Почётным доктором Королевского колледжа искусств в Лондоне, награждён Логановской медалью за вклад в искусство США и орденом Британской империи.


   Для Серпухова братья ещё в России в 1920-22 годах разрабатывали проект радиобашни. Увенчанная рупором футуристическая конструкция из различных по форме тонких пластин, максимально облегченных в массе, отвечала функции улавливания из космоса неосязаемой субстанции - звука и управления ее движением.
   Это был опыт для подтверждения теории "Реалистического манифеста" футуристов.


   Ясно, что охватить всех евреев Серпухова в одной статье не получится. Мы взяли только определённые временные периоды и несколько фамилий, а вышло уже так много.
  Тема эта неиссякаема в том смысле, что о евреях всегда говорили, говорят и будут говорить. " А почему Гехт еврей, а фамилия у него немецкая"? "А вы знаете, на самом деле фамилия члена политбюро ЦК КПСС брежневского - не Гришин, а Гриссель или Гришель" "Да что вы?!"


  Говорите, говорите... и Б-г с ним, с Гришиным. Мы хотим напоследок оставить здесь другую вишенку на тортике.
Ведь, и "Остров", и "Царь" Павла Лунгина тоже, хоть и совсем немного, но родом из Серпухова.
   Именно  в Серпухове в 1920 году родился драматург, сценарист, заслуженный деятель искусств, лауреат Госпремии РСФСР за сценарий художественного фильма «Розыгрыш», отец Павла и Евгения - Семён Львович Лунгин. 
  Как причудливо иногда тасуется колода, говорил классик, не правда ли?



Читайте также:  Серпухов "после бала". Сейчас и сто лет назад

8666

X
Сейчас читают