28 Ноября 2017 6655 26

Илья Дюков: "Если мы говорим об искусстве, то у нас есть только один метод выражения - красота"

Илья Дюков: "Если мы говорим об искусстве, то у нас есть только один метод выражения - красота"

Серпуховский скульптор Илья Дюков, работы которого выставляются на самых известных площадках страны, дал уникальное интервью порталу СМИтанка. Теперь, этот коктейль из личного, высокого и искреннего диалога мы предоставляем к прочтению нашим читателям. 

     В преддверии интервью, хотелось бы узнать, к чему готовиться. К человеку искусства, на мой взгляд, сложно подступиться. Люди вообще когда-нибудь говорили, что с вами тяжело общаться как с творческой личностью?

     Ну, начнем с того, что 20-й век - уникальное явление, и создал своего рода стереотип богемного, асоциального, несговорчивого художника.  Если взять, например, художников 16-17 веков, то тот же Бернини или Рафаэль на самом деле были комфортные люди. Рафаэль был богат и дипломатичен, он был таким же человеком как мы с вами. Со мной достаточно просто общаться, я всегда стараюсь искать компромиссы, чтобы была ясность, прозрачность. Я прекрасно понимаю, то, что для меня называется творчеством, для человека, который со мной работает, это называется - "работа", "объект" и т.д.


     Со стереотипами особенно кинематограф постарался, не так ли?
     Да, кинематограф вообще старается...


     Очень многозначительная фраза, у вас какое-то особое отношение к нему?
     У меня всегда была мечта снять фильм. В свое время, еще, будучи подростком, я был впечатлен "Фаустом" Гетте, я даже прокручивал в голове как из этого возможно сделать фильм. Тогда мне казалось, что это было очень кинематографичным, сейчас не знаю.  В первую очередь, я рассматриваю кино, как метод трансляции образов и идей. Мне кажется, кино совершенно уникальное явление. Отдельные любимые фильмы я выделить не могу, но у меня есть любимый режиссер – Тарковский. Для меня он гений, который осветил своим светом искусство второй половины 20-го века, но, к сожалению, не был понят.



     Вас что-то связывает с кинематографом?

     Ну, я во ВГИКе учился 3 года, только потом уже в академию Глазунова поступил на 4 года, еще потом в аспирантуре учился на искусствоведа.


     Вы учились во ВГИКе? Можно поподробнее?
     Да, на художника кино. Художник кино - третье лицо после сценариста и режиссера. Меня не очень устраивало положение вещей, скульптор все-таки как режиссер, он - автор.


     Так, подождите. То есть, вы просто передумали и ушли с третьего курса? Как много мы еще о вас не знаем? Давайте по порядку, кем вы вообще с детства хотели стать?
     В самом раннем детстве, когда я был малышом, я хотел стать таксистом, космонавтом...но к пяти годам уже созрел, что точно хочу стать художником. Вообще в художественную школу с 11 лет берут, я пошел в 8, и не пожалел об этом ни разу. Это была школа, которая теперь носит имя Бузовкина.


     Конечно, как тут о таком пожалеешь, вы в восемь лет уже встали на путь дела всей своей жизни, но как именно со скульптурой сложилось?

     Скульптором я не сразу захотел стать. За ИЗО в обычной школе у меня бывали и "трояки",  а на выходе из художественной школы у меня было только две пятерки: по скульптуре (хотя, еще раз отмечу, я скульптором вообще не собирался стать) и по истории искусств. Я всегда себя мыслил живописцем, но потом уже, лет в 20 в моей жизни произошло знаковое событие. Я решил написать картину "Пигмалион и Галатея", интересно, что Пигмалион  ведь был скульптором. Подготовился основательно, поступил, как художники Ренессанса: слепил модель, поставил все это в ящик, свет направил, то есть оформил всю "ситуацию". И меня все это так поглотило, что я бросил ВГИК и поступил в Глазуновку. Хотя я живописью до сих пор занимаюсь, редко, но от случая к случаю. До сих пор чувствую себя живописцем…


портрет матери.JPG

     Это была ваша первая работа в роли скульптора? Какие эмоции вы испытали по завершению? 
     Первая была еще в художественной школе. Помню такой казус:  я вырезал медвежонка из полена и когда принес его преподавателю, она решила его скорректировать и испортила. Вот это мое первое впечатление - потрясение. Сам я стараюсь быть осторожен со своими студентами.


     Вы преподаете?
     Да, в Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Доцент. Преподаю уже лет 12, может 11.


     Извините за нескромный вопрос,  это дело вообще приносит доход?

     Скульптура - да, искусствоведение - нет.(смеется)


     Город хороший заказчик? Как происходило сотрудничество по поводу "Ярмарки" на "Сенной площади"?

     Конечно, хороший. Там был конкретный диалог. Дмитрий Вячеславович обладает хорошим художественным вкусом, это очень важно. Обратите внимание на расстановку фигур на "Сенной" и на стелу на "Площади Славы", все четко и лаконично. Это все как бы сейчас сказали - по-европейски.


площадь.JPG

     Сейчас очень много ваших работ размещено в городе, чувствуется гордость?
     Само собой,  для меня это очень важно. Я даже специально подписываю работы для города, вынося фамилию вперед: "Дюков Илья", потому что для моей фамилии-семьи это важно. У меня дед был в нашем городе директором мебельной фабрики и ресторана, отец работал здесь архитектором. Я на самом деле без всяких "поз", считаю себя серпуховичем. Для меня Серпухов – это мой город. 

     Я бы даже выстроил своего рода иерархию снизу вверх:  меня зовут Илья, этим я уже выделяюсь из всего мира как единица, потом я Дюков, я уже обозначаю, принадлежность к определенной группе, потом я себя выделяю, как русский. Русский отличается от "нерусских" так же, как Илья отличается от "не Ильи", а дальше я принадлежу человечеству. Я русский, живу в России, мой город – это Серпухов. Надеюсь,  я правильно понят.


     Некоторые люди возмущаются, что в городе "понастроили" слишком много памятников за последние пять лет, как вы относитесь к такому общественному мнению?

     Проблема не только Серпухова касается, но и России в целом, об этом очень много говорят. Здесь мне кажется это проблема не количества,  а качества, поэтому вызывает раздражение, но если вам дали тухлый борщ, это не значит, что надо прекращать есть вообще.


    По вашему мнению, в целом, русская школа сильна?
     Вот в чем отличие было советской школы от российской. Она выдавала более способных и менее способных мастеров, но был общий уровень, ниже которого нельзя, а сейчас ниже этой планки и еще ниже - можно, это пошло по западному принципу. Там тоже есть мастера и достаточно сильные, но школы там нет. У нас хоть что-то теплится. 



Как можно понять, что работа неудавшаяся? Художественное чутье?
     Не всегда понимаешь до конца удавшаяся она или нет, со временем идет переоценка. Еще смотря, с чем сравнивать.


     Сравниваете ли себя? Если да, то с кем, и какие вы делаете выводы?
     Когда сравниваешь с современными скульпторами, это окрыляет, но когда берешь мастеров, к примеру, 19 века...его, к сожалению, мало изучают, так как 20-ый выступил как его антагонист. Но в моей голове, к счастью, произошла переоценка. Например, Орловский, Раух – художники высочайшего полета. Но, кого бы я не поставил в этот ряд – это Роден, все его туда ставят, но я бы нет. Мне чужда его пластика.


     Из памятников Москвы, какой бы вы выделили? 
     Я бы выделил Памятник Юрию Долгорукому, он очень хорош. Вы посмотрите, хотя он сделан в советское время, он очень классичен. Вообще, с ним анекдот связан, не знаю насколько это правда. Сделал его керамист Орлов, кроме этой скульптуры вы, собственно, больше ничего не вспомните. Дело в том, что вождь во время просмотра конкурсных работ, указал на эскиз Орлова. После чего, ему повезло поработать с хорошими мастерами, которые помогли воплотить этот образ в жизнь.



     А каково ваше отношение к "сталинской" эпохе в целом? Сейчас о ней очень много говорят.
     О ней можно говорить много и все что угодно. Для меня форма остается важнее содержания, я смотрю на "сталинские" высотки и мне ничего не надо говорить – это высокий полёт, современная архитектура – это копание в грязи. Те, кто даже очень ненавидит Сталина - хотят жить в "сталинках". Надо позаботиться о том, что мы после себя оставим. Важно оставить "лицо", по нему и будут судить. В античности чего только не было, одна из любимых пыток Древней Греции: веки отрезать, на солнце повернуть лицом человека и он таким образом становится слепым, но кто об этом помнит? Все вспоминают Парфенон, статую Апполона, а там ведь чего только не было...


     Ваш ответ натолкнул меня на мысли о цензуре, что вы по этому поводу думаете? Нужна ли она сейчас?
     Был один случай, мне позвонили с одного центрального канала, надо было прокомментировать памятник и мы затронули тему цензуры. Я стал ее отстаивать, что цензура нужна и выдвинул свои аргументы. Потом, еще одна газета  брала интервью опять на эту тему. Один из аспектов был таков: цензура есть всегда, она просто или работает открыто или она предстает как корпоративная или идеологическая, когда ее вроде как нет, но на самом деле она есть. Эти слова вырезали из обоих интервью, хотя СМИ как бы выступали против цензуры...


     Назовете один из аргументов "за"?
     "Век Пушкина" был веком цензуры, но в памяти потомков он остался "золотым веком". Одним из цензоров на тот момент был Тютчев. Кроме Пушкина, эта эпоха Кольцова, Гоголя, Глинки, Брюллова, Воронихина, в общем, расцвет великой русской культуры. В этот период цензура задала те рамки, в которых и был возможен этот расцвет. 



     Полностью согласна. Мы говорили с вами о лучших работах Москвы, и вы назвали памятник Юрию Долгорукому, а среди своих работ вы можете выделить  ту, которой гордитесь больше всего? 
     Для меня дороги две фигуры, созданные в 2011 году, которые связаны с проблематикой, которую я разрабатываю -  "человек идеальный". Я их не раз экспонировал. Эти работы для меня, так скажем творчески - научный поиск. С помощью них я разрабатываю морфологическую систему, то есть систему рельефа человеческого тела, связанную так же и с пропорциями. Эти фигуры, оторваны от всякого содержания, это формализм чистой воды, для меня важна только пластика. Попытка создать абстрагировано прекрасное тело человека.


     Хотелось бы уже закончить на такой красивой ноте, но я просто обязана задать вам этот вопрос: как вы считаете, вечна ли скульптура, как вид изобразительного искусства?
     Конечно. Всякая форма будет востребована. А что изменилось? Мне это все напоминает "пионерский" задор, мол "ну всё", в космос полетели, теперь все изменится, но нет, памятники ставятся и это как было востребовано, так и останется. Вообще я считаю, что предмет искусства – это красота. Дальше может быть очень обширный разговор, о том, что есть прекрасное, но я полагаю так, что у каждой деятельности человека есть свои возможности выражения. Допустим, если мы говорим об этике, то прибегаем к понятиям добра и зла, если мы говорим об искусстве и хотим выразить мудрость или добро, то у нас  есть только один метод выражения – красота.


317d42a74429b2f1bdec510f76bb097d (1).jpg

Читайте также: Скульптура серпуховича Ильи Дюкова передана в дар Русскому музею в Санкт-Петербурге

6655

X
Сейчас читают